Типографика: история тысячелетнего развития.

Пользователь удален
Попробуем проследить путь развития этой науки из тьмы веков до наших дней.

Возникновение типографики

Современная наука указывает на то, что впервые формы для набора текста из фаянса были применены в Китае почти тысячу лет назад (1040 г.) слугой императора Би Шэном. И хоть использующийся для этого материал был недолговечен, вплоть до появления его в XIII веке в Корее подобной технологией никто не пользовался. С середины XV столетия типографика появилась в Европе, здесь и начался ее бурный расцвет, чему способствовала простота и небольшое количество букв в латинском шрифте, в отличие от китайских иероглифов.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Первопроходцем европейской типографики считают немецкого ювелира и изобретателя Иоана Гутенберга. Именно он в 1440 году создал наборную форму из свинцовых букв и печатный станок. С их помощью можно было не только быстро и точно набрать нужный текст и отпечатать страницу, но и многократно использовать металлические символы. Первым шрифтом был выбран готический, так как он наиболее соответствовал рукописному тексту тех времен и содержал почти 300 знаков.

Последующее стремительное развитие книгопечатания

После появления первого печатного станка события последовали одно за другим:

• 1444-1446 гг. некий Прокопий Вальдфогель (подозревают, что это сам Гутенберг) заключает сделки с разными лицами по продаже технологии «искусственного письма».
• 1468 г. – первая книга в Чехии.
• 1494 г. – итальянский типограф Альд Мануций издал книгу с образцами шрифтов, которые уже лишь отдаленно напоминали рукописное письмо.
• 1517 г. – первая книга на белорусском языке.
• 1563 г. – первая крупная типография в Москве, во главе с Иваном Федоровым, который искусно проработал не только полууставной шрифт на основе рукописного письма, но и красочное оформление, поражающее мельчайшими деталями.
• 1580-1581 – отпечатаны 1500 экземпляров библии в Острожской типографии.



Это только некоторые события, которые показывают, что распространение книгопечатания стремительно покатилось сразу по всем странам и направлениям, но поскольку первопроходцами были создатели латинского шрифта, основные подвижки в типографике были именно у них.

Развитие шрифтов

Со временем типографы начали осознавать важность удобочитаемости шрифта и начали изобретать формы, известные нам и сегодня:  Garamond, Century Schoolbook, Minion, Palatino, их создателем был Николас Йенсен. Дальнейшему развитию типографики характерно строгое соблюдение выключки, интерлиньяжа, появление абзацев.

Серьезную попытку по созданию научной основы этого искусства сделал француз Пьер Фурнье. Он издал в 1773 году «Типографическое руководство», в котором разработал систему определения кегеля шрифта. Для его измерения он предложил использовать пики (picas) и пункты (points), а Франсуа Дидо приравнял 72 пункта к одному дюйму, подобная система используется до сих пор.



В 1750-1770 гг. англичанин Джон Баскервилл, отказавшись от книжного орнамента, сделал акцент на оформлении шрифта и создал шрифты так называемого переходного стиля, к которым относятся Baskerville, Gaslon, Bookman и всем известный Time New Roman. Особенностью их форм является сочетание строгой классики и особой элегантности, которую придают ему засечки (серифы).

Современная типографика

История знала немало и других знаменитых типографов как европейских, так и русских. Труды всех их с появлением компьютеров были переведены в цифровой вид и сегодня используются в базовом составе Windows, MacOS и Linux систем. В конце 90-х даже появились компании, такие как «Софт Юнион» и «ПараГраф», которые целенаправленно занимались создание кириллических версий самых популярных шрифтов.

Книгопечатание постепенно уходит в прошлое, его вытесняет цифровые носители информации. Наибольшую потребность в типографике сегодня испытывает интернет, ведь подавляющее большинство информации сейчас находится на сайтах в текстовой форме. Ключом к развитию любого ресурса является не столько качество информации, сколько умение ее подать. Визуально непонятный текст большинство пользователей даже не станет читать, а просто перейдет на другую страницу поисковика, где материал хорошо структурирован и подан небольшими абзацами.

Современная типографика – это искусство, которое призвано сделать сложный материал простым, а неинтересный товар – популярным. Конечно, переоценивать ее важность не стоит, но недооценивать ее – это серьезная ошибка, важность которой хорошо понимают многие профессиональные маркетологи и дизайнеры.
Владимир
1140
: 4

Игры с шрифтами!

Ребята. кому интересно, несколько игр, которые помогут больше разобраться с шрифтами:
1. Игра "Убей шерифа"  zlo отстреливаем все шрифты кроме прямых http://www.tothepoint.co.uk/more/fun/shoot_the_serif/ttp://www.tothepoint.co.uk/more/fun/shoot_the_serif/
2. Учимся находить нужный кернинг между символами http://type.method.ac/#ttp://type.method.ac/#
3. Восстанавливаем форму букв http://shape.method.ac/ttp://shape.method.ac/
Надеюсь Вам понравится  hoho
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
Предыдущая темаСледующая тема
Перейти на форум: